Чек-лист: как выбрать систему оценки вождения

О них и поговорим.
В предыдущей статье мы рассказывали о том, что экономичное вождение — больше, чем красивое выражение или маркетинг. От того, насколько грамотно водитель управляет транспортным средством, зависят расход топлива и износ техники, сохранность грузов и безопасность движения.
Сегодня во многих компаниях водителей обучают принципам экономичного вождения. Однако, само по себе обучение не гарантирует, что новые навыки будут применяться во время рейса. Чтобы оценить, насколько эффективно водитель использует полученные знания, потребуется система мониторинга и анализа стиля вождения.
В этой статье мы расскажем, на что обращать внимание, выбирая систему оценки, ведь далеко не все из них точны и одинаково полезны.
Прежде чем перейти к выбору системы оценки..
Необходимо определить, какие конкретные задачи она должна решать.
Если ваша цель — экономия топлива, система должна предоставлять детализированные отчеты по расходу топлива и выявлять факторы, способствующие его перерасходу. Если акцент на безопасности, важно учитывать данные о резких торможениях, скоростном режиме и маневрировании.
От выбора задач будут зависеть метрики, анализируемые системой. Чем их больше, тем более полной будет оценка вождения.
Также следует понимать, что для того, чтобы выявить общие проблемы в качестве вождения, нужно оценивать весь автопарк, а не отдельные автомобили. Поэтому выбирая систему, стоит рассматривать те, которые совместимы с разными марками и моделями.
На что обращать внимание при выборе системы оценки:

- Первый и самый важный аспект — источник данных для оценки
Когда система получает данные сразу из нескольких источников, она может учитывать различные нюансы работы автомобиля и поведения водителя. Это позволяет избежать ошибок, связанных с использованием только одного источника информации, например, акселерометра, датчика ускорения.
Резкие ускорения, зафиксированные акселерометром, могут быть интерпретированы как агрессивное вождение, хотя на самом деле их причиной могут быть неровности на дороге. Если же вместо него использовать информацию с CAN-шины, куда поступают данные со всех датчиков, установленных в машине (в т.ч. акселерометра), можно будет понять, что резкие изменения скорости обусловлены внешними условиями, а не действиями водителя.
- Второй, не менее важный, аспект — это логика алгоритма оценки
Система должна учитывать реальные условия эксплуатации автомобиля и не ограничиваться только формальными показателями, такими как скорость или резкие ускорения. Например, она должна различать агрессивное вождение в условиях трассы и вождение в черте города, где водителю приходится часто разгоняться и тормозить из-за светофоров.
Тип дороги, местность, рельеф, загрузка автомобиля и даже погодные условия — чем больше нюансов заложено в алгоритм, тем точнее оценка.
- Третий аспект: отчетность системы
Хорошая система оценки позволяет получать детализированные отчёты по каждому водителю и транспортному средству. Помимо оценки вождения, они включают анализ расхода топлива, скорость, массу перевозимого груза, время работы и другие ключевые показатели.
Удобство использования и дополнительные возможности

Важно учитывать не только технические характеристики, но и удобство работы с системой. Чем более интуитивно понятным и удобным будет интерфейс, тем больше шансов, что вы будете чаще пользоваться приложением. Ключевую роль здесь играют визуальные элементы, такие как графики, схемы и таблицы, которые делают отчеты о работе водителя более информативными.
Кроме того, важно заранее продумать, как будут использоваться результаты. Если система не позволяет сравнивать водителей между собой, отслеживать динамику их стиля вождения и не дает рекомендаций, её эффективность заметно снижается.
Как это реализовано в системе оценки вождения ECO Drive



В своем приложении мы учли все требования, предъявляемые к хорошей системе оценки. ECO Drive получает информацию с CAN-шины каждые 0,035 секунды и работает на тягачах европейских и китайских производителей.
Алгоритм оценивает качество вождения по 10 критериям, каждый из которых направлен на сокращение расхода топлива, уменьшения нагрузки на двигатель, увеличение срока службы тормозной системы. Вы получаете подробный анализ, включая оценку, развернутую информацию и карту событий, а также возможность сравнивать результаты разных водителей.
Мы также предусмотрели возможность гибкой настройки критериев оценки: все для того, чтобы вы могли настраивать систему с учетом специфики автопарка и требований к вождению.
Последнее, но не менее важное

Выбор системы оценки качества вождения — это важный шаг, который влияет на безопасность, экономию топлива и эффективность работы автопарка. Поэтому, принимая решение о покупке, важно знать, что именно вы покупаете.
Решения, основанные на данных акселерометра, не всегда учитывают реальные условия движения, что может привести к искаженным результатам. Заводские системы оценки, в свою очередь, неоправданно дороги и дают разные результаты при использовании в мультибрендовых автопарках.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно тщательно изучить особенности системы, проверить её совместимость с вашим автопарком, оценить удобство работы с функционалом.
Внедрение правильной системы оценки поможет не только контролировать стиль вождения, но и мотивировать водителей к более безопасной и экономичной езде, что в долгосрочной перспективе принесет значительные преимущества для компании.
Главное — подойти к процессу выбора с умом, чтобы ее внедрение не стало дополнительным источником расходов.