КЕЙС: Внедрение системы оценки вождения ECO Drive

В марте технический директор «АвтоТехноКонтроль», Александр Сложеникин совместно с партнером компании Андреем Шкотом, генеральным директором группы компаний «ШкотТрансСервис», принимали участие в конференции Fleet Management Systems 2025, где рассказали об опыте внедрения системы ECO Drive в автопарк «ШкотТрансСервис».
Fleet Management Systems – онлайн-конференция для профессионалов в сфере управления автопарком. Здесь обсуждаются реальные кейсы и актуальные тренды в сфере автоматизации и цифровизации корпоративных автопарков.
В этой статье приводим самые интересные моменты выступления.

Андрей Шкот об экономичном вождении и опыте работы с заводскими системами оценки
— С экономичным вождением мы знакомы довольно давно, с 2017 года. Первой системой, которую мы эксплуатировали, была заводская система Mercedes-Benz «Fleetboard». Но в условиях санкций встал вопрос перехода на более универсальную систему.
Под универсальной системой Андрей подразумевает ECO Drive — систему оценки качества вождения, которая работает на всех магистральных тягачах, не зависимо от модели и завода-производителя, и продолжает:
— Основная статья затрат при грузоперевозках — это расход топлива и амортизация грузового автомобиля. Стиль вождения водителя — основной фактор, который влияет на эти показатели. Проблема заключается в том, что без автоматизированной системы (оценки вождения) мы не можем контролировать ежесекундное, ежеминутное вождение водителя. Да, мы можем с ним проехать (какое-то расстояние), можем отправить водителя пройти курсы экономичного вождения, можем пригласить специалиста по экономичному вождению провести обучение. Но когда водитель отправляется в рейс, из практики, он всё равно управляет автомобилем так, как ему хочется. Появляется агрессивный стиль вождения, резкие разгоны, торможения, движение в агрессивной манере с повышенным расходом топлива, износом тормозной системы.
По его словам, чтобы это исключить, нужно внедрять систему контроля стиля вождения.
О результатах работы с системой оценки ECO Drive
Говоря о результатах работы с системой ECO Drive, Андрей рассказал, что до её внедрения компания отслеживала такие показатели, как расход топлива и AdBlue, поскольку его стоимость сопоставима с дизельным топливом. Он отметил, что на расход топлива влияют особенности логистики и средняя перевозимая масса грузов. В их компании — это 14–16 тонн в год, направление — Европа – Центральная часть России. Не менее важно, по его словам, отслеживать динамику износа тормозной системы.
— Транспортные компании, которые технически обслуживают свои машины глубоко, знают, что каждый ремонт — это ухудшение характеристик автомобилей. Каждый заезд на сервис, каждый разбор и сбор узла и агрегата — это снижение его надежности из-за качества обслуживания на сервисе и человеческого фактора. Следовательно, чем реже мы ремонтируем тормозную систему, тем более надёжная (тормозная) система.
Андрей подчеркнул, что без точного контроля и ограничений экодрайвинг не даёт ощутимого эффекта. По его словам, результат невозможен без ограничения скорости движения. Именно скорость — один из ключевых факторов, влияющих на расход топлива. До ECO Drive автомобили были ограничены на 90 км/ч. После — на 83–85 км/ч, в зависимости от страны эксплуатации.
Эти данные легли в основу анализа эффективности ECO Drive:
до
после
среднегодовой расход
топлива по автопарку, л / 100 км
29,7
24,9
среднегодовой расход
AdBlue по автопарку, л / 100 км
1,20
0,84
ресурс тормозных
колодок седельного тягача, тыс.км.
350
650
ресурс тормозных
колодок полуприцепа, тыс.км.
300
550
износ тормозных дисков, мм
1,2
0,7
— Цифры, которые вы видите в «после», — это результат уже откатанной системы вождения, откатанного состава водителей по прошествии нескольких лет езды под экодрайвингом. Расход топлива упал без малого до 25 л/100 км. Расход AdBlue — до меньше одного литра. Ресурс тормозных колодок возрос до 650— 550 тысяч.
По поводу колодок есть небольшая ремарка. У тормозных систем, помимо ограничений по пробегу, есть ограничения по возрасту. Вам не удастся бесконечно их эксплуатировать. 650.000 — это ограничение в связи с пяти-шестилетним возрастом колодок. Они просто приходят в негодность от старости, рассыхаются, начинают крошиться, а не стираются до нулевого износа. Аналогично, с ходимостью тормозных дисков. Через 6-7 лет они просто приходят в негодность.
Как работает эффективная система оценки вождения
Во время выступления, Андрей неоднократно отмечал, что система оценки не может быть просто дополнительным инструментом и должна работать автоматически в режиме реального времени. По его словам, экодрайвинг теряет смысл, если оценку кто-то анализирует задним числом. Эффективность появляется только тогда, когда водитель в процессе рейса видит свою текущую оценку и ошибки.
О том, как это реализовано в ECO Drive, рассказал Александр Сложеникин:
— ECO Drive подключается к бортовому компьютеру автомобиля и считывает данные с высокой частотой — до трёх раз в секунду. Система в режиме реального времени анализирует стиль вождения водителя и выдает рекомендации. Суть решения проста: водитель управляет автомобилем, система анализирует его стиль вождения, выдает рекомендации — и цикл повторяется. Вождение, оценка, рекомендации — снова вождение. Этот процесс непрерывный и позволяет водителю постепенно выйти на нужный уровень эффективности, соответствующий требованиям компании.
Чтобы водитель в любой момент мог увидеть свою текущую оценку, понять, где он допускает ошибки, скорректировать поведение за рулём, мы разработали ATK DriveBot. Еще с его помощью водитель может отчитываться о движении по маршруту и затратах.
Читайте также: ATK DriveBot: избавьтесь от хаоса в переписках и рабочих чатах
Отвечая на вопрос аудитории, нет ли в использовании чат-бота за рулем нарушений безопасности, Александр ответил, что водитель может им пользоваться во время перерыва, когда находится на стоянке.
«Хочешь плюшки? Получай высокие оценки.»
Ключевым элементом мотивации в компании «ШкотТрансСервис», по мнению Андрея, стала прямая связь заработка с оценкой за рейс и введение рейтинговой системы:
— Зарплата водителя в нашей компании жестко привязана к оценке за рейс. У водителя есть сдельная оплата, к примеру, 18 евроцентов за километр, которые умножаются на оценку за рейс. То есть водитель получил 90 баллов, 90%. Его зарплата составит 0,9 от максимальной зарплаты. Если он проедет на 80 баллов, то соответственно его зарплата составит 0,8 от максимально допустимой зарплаты.
— В компании проводится ежемесячный рейтинг лучшего водителя и ежегодовой. Водитель, который занимает первое место по результатам месяца премируется 10% заработной платы на следующий месяц вне зависимости от пробега. А водитель, который занимает первое место за весь календарный год, премируется на весь следующий календарный год 10% заработной платы.
Он также отметил, что нематериальные поощрения играют не меньшую роль:
— Транспортные компании знают, что водители любят тюнинг, какие-то примочки в машину: шторки, хороший свет, музыку дорогую. В нашей компании это всё дозволяется только водителям, которые имеют высокий балл по экодрайвингу. Если у водителя балл от 90 и выше, по желанию за счёт предприятия он может получить хорошую музыку, хороший свет и т.п.. Если же водитель находится на какой-то там галерке по экономичному вождению, то у нас не принято делать какие-то поблажки, покупки и доработки машин. Это привилегии, которые у нас в явном виде декларируются. Хочешь плюшки? Получай высокие оценки. Как в школе.
Сколько занимает путь от инструктажа до реальных результатов?
Еще один вопрос аудитории был связан с тем, сколько времени занимает обучение водителей:
— Водитель при трудоустройстве на работу полдня проводит под инструктажем, — ответил Андрей. — Что такое экономичное вождение, как мы хотим, чтобы он управлял автомобилем, плюсы, минусы, нюансы. Буквально полдня хватает водителю, чтобы проинструктировать его под эти задачи.
На вопрос, все ли водители согласны ездить под экодрайвингом, он ответил, что все зависит от мотивации.